«СРЕЗ». Выставочный проект.

Срез ствола дерева — это драматургия жизни, написанная годовыми кольцами, в котором чередуются драма, трагедия, комедия, фарс и добрая сказка.

Концепция проекта «СРЕЗ» творческой мастерской Авдеева Владимира Александровича г. Новосибирск

Цели проекта «СРЕЗ».
1. Показать творчество сибирских художников, как часть единого культурного пространства России.
2. Стимулировать художников, скульпторов, дизайнеров, мастеров куклы к созданию произведений, посвящённых Дереву- как одному из символов жизнестойкости, помощника и соратника человека в его жизни, носителя духовной идеи.


Культурная составляющая проекта.
Показать зрителю вечную связь человека с таким природным явлением, как Дерево. Показать Дерево не только, как строительный и поделочный материал, но и как природную структуру, несущую в себе память времени, способную воплотить в себе любой замысел художника, дизайнера или скульптора напитав его силой, накопленной от движения недр земли. Современным, художественным языком проследить и показать зрителю многовековую связь Дерева и Слова, выраженном в литературном образе. Представить Дерево, как самостоятельный персонаж произведения способного вызывать эмоции своей структурой, совмещением фактур и пластикой линий способной двигаться в ритме авторского замысла, за которым стоит Слово - самый мощный инструмент человеческой памяти и общения.

Социальная составляющая проекта.
В рамках проекта планируются мероприятия.
1. Тематические встречи.
2. Мастер-классы с желающими попробовать себя в работе с новой темой и материалом.
3. Поощрение молодых мастеров и учащихся художественных студий, представивших свои произведения в тематике проекта.
4. Освещение проекта в СМИ города и области. Проведение пресс – конференций с представителями печатных, электронных СМИ и телевидения.
5. Продемонстрировать экспозицию проекта по выставочным площадкам районов Новосибирской области.

Экологическая составляющая проекта.
Задача проекта заявить свою принципиальную позицию против варварского уничтожения лесов Сибири и Дальнего востока. Уничтожения лесных и парковых насаждений в черте городов.
«Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. Зеленая краска лежит кое-где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари... От прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, остается еще каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным. Вы скажете, что тут культурные влияния, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой. Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары... Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего. » А.П. Чехов. Пьеса «Дядя Ваня». 1897 год. Монолог Астрова.

Историко – культурная составляющая проекта.
Проект «Срез» своими произведениями выразит своё отношение и принципиальную позицию по сохранению и популяризации памятников деревянного зодчества, мемориальных и культурных объектов, созданных из Дерева.

Исторические факты духовной связи человека и Дерева.
1.Самый древний памятник, воплотивший в Дереве своё представление о божественном образе найден на Урале, в Шигирском торфянике в конце 19 века. Материалом для воплощения стала половина ствола Сибирской лиственницы возрастом 157 лет. Возраст памятника насчитывает 11 тысяч лет. Всё это время Дерево движет вдохновением мастеров и подсказывает им путь к воплощению замысла.
2. Дело происходило в окрестностях Нижнего Тагила в начале 90-х. Рубили просеку. В бригаде лесорубов оказался один некурящий субъект, да еще и с пытливым умом. Во время перекуров он, чтобы скоротать время, придумал себе «забаву» – считать годовые кольца на спиленных деревьях. Считал и дивился – этому дереву аж 80 лет, этому – и того больше. Потом обратил внимание, что у всех деревьев периодически обнаруживаются какие-то ущербные кольца. И цвет у них нездоровый, и они не такие широкие и ровные. Но у всех есть явно выраженная «болезнь» – это 5-6 таких колец, идущих одно за другим. Лесоруб озадачился и решил высчитать, в какие года «болело» дерево. Результат его ошеломил! Оказалось, что на всех деревьях время «болезни» приходится на 1941-1945 годы.
Получается, что деревья чувствовали, что творится что-то ужасное, вместе с Народом страдали от тягот войны.

Литературная основа тем произведений проекта.
Валится дерево - распускается на доски - доски распускаются на бруски - брусок распиливается на дощечки - в дощечках делаются углубления - сверху накладывается другая дощечка - нарезаются карандаши – карандашом пишется слово – слова собираются в образ.
Дерево превращается в слово.
Слово- сформулированный замысел художника, зафиксированный карандашом из дерева.
Валится дерево - распускается на брус, доски, брусок - доски распускаются на бруски – из бруска и досок строятся декорации – декорации воплощают слова в объёмный образ.
Дерево превращается в Слово. Слово превращается в Дерево.
Для художника живущего и творящего в Сибири с деревом связано осознание его жизни.
Вековые стволы сосны, кедра, ели, стоящие вокруг него, обрамляют бриллиант синего неба.
Холодное, таёжное солнце преломляет свой свет сквозь витраж ветвей.
Золотые стволы свежих брёвен складываются умелыми руками в венцы сруба растущего к небу дома согревающего теплом жизнь от обжигающего молчания зимней стужи.
Крепко связанные между собой в единое тело моста брёвна соединяют собой жизнь берегов раздвинутых бурным потоком реки.
Уставший брус могильного креста на могиле дорогого человека становится знаком присутствия иного мира на земле.
Дать возможность наполнить теплотой и смыслом холодный расчёт конструкций сегодняшних зданий. Отогреть холодный лёд бетона и стекла.
Участники проекта. Тема проекта способна объединить живописцев, графиков, скульпторов, мастеров ДПИ, фотографов, дизайнеров, художников театра, мастеров куклы всех отделений Творческого Союза Художников России в Сибирском Федеральном Округе, а также Алтайского края, Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Казахстан, черпающих темы для своих произведений в истории жизни людей и человеческого общения.

Количество участников.
Количество участников может варьироваться от 100 до 300 человек.

Дополнительные участники.
В рамках проекта необходим ретроспективный раздел, в котором будут представлены художники прошлых лет, работавших с Деревом и в основу произведений которых легло Слово не только старинных легенд и сказок, но и собственных впечатлений от жизни.
Периодичность проекта. Благодатный материал данного проекта может быть рассмотрен под широким углом взглядов авторов и, следовательно, может быть не одноразовым, но периодичным, подобно годовым кольцам
на срезе ствола Дерева. Реализация проекта планируется один раз в четыре года.

Место проведения.
Стартовая экспозиция проводится в г. Новосибирск, ул. Свердлова 13, Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ).

Куратор проекта.
Руководитель творческой мастерской и автор проекта «Срез» Авдеев Владимир Александрович – член правления НРО ТСХ РФ