Холст размером в жизнь. К 90-летию со дня рождения Геннадия Трошкина

«Наррати́в — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.»
ВикипедиЯ

В частных собраниях и сибирских музеях хранятся произведений Геннадия Трошкина - великолепного художника, работающего в различных видах и жанрах. Он известен как пейзажист, тонко чувствующий натуру, мастер портрета, замечательный рисовальщик, керамист, художник-монументалист. Каждый новый период его творчества не похож один на другой, художнику удаётся быть разным, неповторимым и многоликим. В 2020 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого замечательного мастера.

Трошкин Геннадий Николаевич родился 5 февраля 1930 года в г. Чите. С детства он проявил способности к рисованию, посещал читинскую детскую художественную школу. Много времени Геннадий проводил в окрестностях Читы, делая зарисовки цветов, растений карандашом, писал и пейзажи. Сразу после войны, в 1946 году Трошкин уезжает в Ленинград, где он поступает в многопрофильное среднее специальное учебное заведение на отделение мастеров.

Именно на отделении мастеров Геннадий Трошкин начинает постигать основы профессии, ремесла керамики. Училище отличалось строгой дисциплиной и порядком, Это позволило достаточно быстро осваивать технические навыки рисования. С 1949г. он переходит на факультет монументально-декоративной живописи. Качество преподавания было высоким: кроме основных дисциплин студентам преподавали историю искусства, перспективу, геометрию. Занятия включали рисование карандашом, пером и тушью, живопись масляными красками, акварель, живопись по фарфору. Изучалась техника майолики, гравюра, лепка и композиция. Практику учащиеся проходили на разрушенных объектах культуры.

 

ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, фото 1949г.

В годы блокады были повреждены 187 из 300 исторических памятников и студенты совместно с реставраторами и мастерами работали, восстанавливая не только повреждённые фрагменты интерьеров музея Художественно-промышленного училища, но и полуразрушенный город. В 1946 году начал работу главный корпус Русского музея – Михайловский дворец. Геннадий Трошкин вспоминал, как он вместе с сокурсниками осваивали малярные и штукатурные работы, роспись и лепку, работая в Михайловском дворце. Электрического освещения в здании тогда не было, работали только в светлое время суток. В результате было восстановлено более 2500 кв.м. плафонной живописи, более 50 кв.м. скульптурных горельефов, около 16 км лепных карнизов и тяг, 1500 кв.м. лепных потолков с позолотой.

Учащимся «Мухи» довелось работать над росписью вестибюля Михайловского дворца Русского музея, полностью заполненного строительными лесами. «В здании было очень сыро, - вспоминает Геннадий, и живопись покрылась плесенью, местами отслаивалась целыми пластами, ее приглаживали теплыми утюгами».

Еще одним заданием для студентов этого выпуска было воссоздание утраченных фрагментов отделки и изразцов Летнего дворца Петра 1 в Летнем саду. Мастера и учащиеся пришли в Летний дворец: залатали железными листами крышу, оштукатурили, а потом побелили стены.

В Летнем саду, фото 1945г.

На территории Некрополя мастеров искусств в Александро-Невской Лавре в годы блокады был огород. За два послевоенных года восстановили газоны, дорожки, цветники, ограды и наиболее поврежденные памятники. К 1950 г., к юбилею А.В. Суворова, похороненного в Благовещенской церкви Лавры, закончился капитальный ремонт усыпальницы. Троицкий собор Лавры реставрировали с 1957 по 1960 год. Геннадий Трошкин не только участвовали в реставрационно-восстановительных работах, но и создал серию зарисовок и этюдов (“Некрополь Александро-Невской Лавры” 1947г; “В Александро-Невской Лавре” 1949г.).

Некрополь Александро - Невской Лавры, 33х25, к.м., 1947г.

В 1953 году Постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Закончив отделение мастеров, Геннадий Трошкин продолжил обучение в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Его учителями были Г. А. Савинов, И. П. Степашкин, М.Э. Гизе и другие.

Эти замечательные педагоги учили своих воспитанников навыкам работы на пленэре, обобщённому рисунку, соединению в одной композиции элементов пейзажа, жанра, натюрморта. И. П. Степашкин работал в мозаичных мастерских Академии Художеств, а также имел большой реставрационный опыт (Софийский Собор, раскрытие фресок), который передавал своим ученикам. Геннадий Трошкин изучал приёмы мастерства, тонкости работы с различными материалами, в частности – с мозаикой. Он перенял от своих учителей поэтическое восприятие явлений жизни, тяготея к монументальности и эпической трактовке образов. Взаимосвязь художественного и технического творчества Трошкин начал изучать еще в студенческие годы. Тогда на кафедре истории искусств и архитектуры работала Мариэтта Эрнестовна Гизе - один из первых историков художественно–технической культуры России. Именно благодаря ей Геннадий Николаевич заинтересовался протодизайном. Его интересуют художественные принципы в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в совокупности научных и технических достижений. Эти знания художник активно будет применять в последующей творческой деятельности.

Геннадий активно штудирует пластику обнажённого человеческого тела, демонстрируя в набросках сложнейшие ракурсы и повороты натуры, особенности анатомического строения мужской, женской фигуры. Осваивает Трошкин и приёмы пленэрной живописи, создавая этюды на городские темы. К этому периоду относятся самые ранние городские пейзажи 1947 года: Ленинград, Спас-на-Крови, Соляной переулок. В них художник проявляет себя как талантливый живописец, решая сложные задачи, основные для пейзажной живописи – передачу световоздушной среды.

За годы обучения художник освоил не только практические навыки керамиста, но и рисунок, живопись, монументально-декоративное искусство. Его дипломной работой явилось живописное панно в помещении Ленинградского Высшего военно- артиллерийского училища «Артиллерия 1812 года».

  

Эскизы дипломной работы настенного панно для фойе Высшего военно-артиллерийского училища « Артиллерия 1812 года», х.м., 1953г.

Ленинградское искусство тех лет, а также сформировавшуюся к тому времени ленинградскую школу отличало особое отношение к художественной практике, особенно к проблеме качества изобразительного языка. Многие процессы современного советского искусства, новые средства выразительности у ленинградских художников нивелированы традиционным подходом к творчеству. Такой традиционный подход не означал отказ от провозглашения новых форм, но позволял в погоне за модными тенденциями избежать штампов – синонимов современного искусства.

Важной особенностью было наличие авторитетного художественного мнения, основанного на старых петербургских традициях. Ленинградская школа с первых шагов ориентировалась на особенности различных художественных центров, распространяя традиции и опыт наставников и педагогов в регионы. Этот процесс повлиял на изобразительное искусство страны в целом: развивались, стилистически взаимопроникали друг в друга художественные школы Москвы, Ленинграда, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Выпускники столичных художественных Вузов разъезжались по всей стране…

После окончания обучения, в 1954 году, Геннадий Трошкин по распределению был направлен архитектором в проектный институт СИБГИПРОТРАНС г. Новосибирска. Это десятилетие, 1950-е годы, ознаменовано небывалым притоком молодых художников, вдохновлённых творческой атмосферой быстро растущего города. Среди нескольких десятков выпускников художественных училищ и институтов были Э. С. Гороховский, Б. Н. Горовой, Н. Д. Грицюк, С. В. Калачёв, А. С. Чернобровцев и многие другие. Для молодых художников были созданы минимальные условия для творчества, но азарт новых идей и проектов наполнял это пространство духом творчества.

Начиная с 1954 -1955 гг., на художественных выставках Новосибирского отделения Союза художников стали выставляться пейзаж, портреты, этюды и зарисовки, а также картины, тематически посвящённые Новосибирской ГЭС и её строителям. Участником таких выставок становится и Геннадий Трошкин. Работы этого периода отличаются актуальностью, репортажной ценностью урбанистических пейзажей, представляя сегодняшнему зрителю возможность путешествия в далекие1950-е…


Город строится, к.м.,41х31см, 1958


Новосибирск строится,к.м.,41х31см, 1958


Остановка. Эскиз 1956г


Этюд к картине “На току” к.м., 40х31см 1957г

Меняющийся облик сибирского города и его красота становятся основной темой творчества 1950-х годов. Г. Н. Трошкин воспроизводит диалог настоящего и прошлого в небольших этюдах. Город то утопает в лучах солнечного света, то меркнет в вечерних сумерках, когда цвета теряют свою насыщенность, сглаживаются контрасты. В этих этюдах проявляется удивительная импрессионистическая зоркость художника. Красочный слой его работ многослоен, мазки пластичны и корпусны. Из этой живой подвижной фактуры, напоминающей мозаику, вырываются реалистические фигуры. Мотив здесь не важен: скорее эти работы могут служить примером того, как автор видит натуру и старается отразить на холсте естественное, живое, непрерывное движение жизни. Зимние пейзажи написаны в привычных живописных нормах и канонах, «свежи и морозны». Геннадий Николаевич вспоминал, насколько трудно было приспособиться писать с натуры зимой, в 30-градусный мороз и как он смастерил для этих целей передвижной домик на полозьях с маленькой печуркой внутри. Очень часто прохожие заглядывали «на огонёк», думая, что там торгуют горячими пирожками и удивлялись, увидев там человека с этюдником, красками и кистями.


авторский рисунок домика для этюдов, 2013г.

Геннадий Николаевич Трошкин, ставший впоследствии главным художником Новосибирска, долгие годы плодотворно работал в области декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства. В 1970–1990 годы вновь становятся популярными разнообразные техники монументального искусства: мозаика, сграффито, витраж, расписная керамика. Монументалисты со специальным образованием стали центром притяжения для художников-живописцев, графиков, скульпторов и прикладников. Трошкин активно работает в керамике, а так же создает серию монументальных панно и декоративных композиций: панно из гипсовых цветных блоков в машинном зале здания Новосибирской ГЭС «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны», комплексное художественное оформление Академгородка, декоративное оформление ресторанов «Россия», «Сибирь», дома культуры колхоза «Россия» Шипуновского района Алтайского края. Его уникальное по технике исполнения и размерам (655 кв. м) мозаичное панно «Гимн строителям» (1968– 1971 гг.) – по сей день размещено на здании ТЭЦ-2 в г. Комсомольске-на-Амуре, но, к сожалению, частично разрушено.

  
Эскизы к панно «Гимн строителям» (для ТЭЦ-2 в Комсомольске-на-Амуре), бум., акв., тушь, перо, 1969г.

Монументальное искусство, привычно ассоциировавшееся с живописным настенным панно, обогатилось другими формами и материалами: рельефом в различных материалах, мозаикой, смешанными техниками. Расширилась и среда применения рельефа – от интерьера до экстерьера.

Геннадий Николаевич сделал многое для благоустройства города в 1960-е годы, оформляя монументальными панно и керамическими композициями интерьеры и экстерьеры зданий. В 1970-1990е годы он в должности главного художника города разрабатывал архитектурно- пространственные решения по размещению рекламы, вывесок, малых форм на улицах и во дворах города, на социальных объектах, домах отдыха и профилакториях. В 1990–1991 годы он выполняет серию керамических панно и декоративных элементов для профилактория «Парус» в г. Бердске: «Подводное царство» в бассейне, «Деревья и птицы».

   
Бердск, керамическое панно «Деревья и птицы» и элементы оформления профилактория «Парус»

Активно работая над монументальными проектами и керамикой, Трошкин не оставляет станковую живопись, обращаясь к разным жанрам, используя различные стилистические приемы. Сама природа Сибири требует особых выразительных средств и акцентов. Бесконечные забайкальские просторы, излюбленный мотив - река и небо, отражения облаков в воде, золотая осень, дождливый пасмурный день становятся объектом внимания художника. Природа для мастера представляет собой одушевленный живой мир, частью которого является человек, и этот мир полноправно становится «соавтором». Мастер видит полноту природы, ее темперамент.

Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцента, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах Г. Н. Трошкина не только ландшафты, но и большие города превращаются в «детали» пейзажа, в тихие или шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Мало кто из художников, так или иначе, не обращался в создании своих полотен к образам современников. Хотя портретный жанр нельзя считать приоритетным в творчестве Геннадия Трошкина, но в портретах конца 50х начала 60х годов интересно стремление к передаче сиюминутного состояния души, реалистическая передача характера. Это произведения «Таня», «Портрет мальчика», «Портрет матери», «Художник Гриднев».


Автопортрет, бум. уголь, пастель,1963 год.


Женский портрет, бум.пастель,1956год.

Вспоминая искусство 1960-1990х годов, можно утверждать, что в это время мировая культура обогатилась новыми художественными формами, в создании которых авторы были самостоятельны и свободны. Ничего не появляется «ниоткуда», многое предшествовало появлению новых направлений в отечественном искусстве. Повлияло ли искусство 1960-1970-х годов на искусство в целом? Внесло ли что-то новое? Произведения 1960-1970-х годов, которые долгое время были забыты, вновь попадают на выставки, исследователи вновь обращаются к неизвестным или забытым именам художников «из шестидесятых». Это означает, что художественные процессы середины 20 века актуальны по сей день.

Творчество Геннадия Трошкина всецело посвящено 20 веку, его полотна отражают характерные этапы развития советского искусства периода 1950х-1990-х годов. Он был одним из первых выпускников знаменитого Мухинского училища, прошедших послевоенную ленинградскую школу мастеров с 1946 по 1954 годы. Но его жизнь и творчество неразрывно связаны с Сибирью, с Новосибирском, где он прожил большую часть своей жизни. Именно здесь молодой художник первого послевоенного выпуска Ленинградского ВУЗа стал мастером, мужем и отцом, человеком, оставившим богатое творческое наследие.

Произведения Геннадия Трошкина можно рассматривать в контексте диалога личностей, каждая из которых является субъектом творческой деятельности. Пришедшие на смену «шестидесятникам» молодые художники использовали в качестве камертона идеи и традиции, вырабатывающиеся ярчайшими представителями центральных и региональных центров изобразительного искусства. Геннадий Трошкин сумел в своём творчестве задать тот камертон, позволяющий его ученикам и последователям, сохраняя свободу творчества, оставаться верным лучшим художественным традициям и творческим школам.

Ирина Кузнецова. Санкт-Петербург. 2020 год.